ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА: НА СЛОВАХ ИЛИ НА БУМАГЕ?

196

Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации сделки могут заключаться как в устной, так и в письменной форме.

Например, приходя в магазин за продуктами или товарами, мы очень редко подписываем какие-либо документы. Обычно покупку подтверждает бумажный или электронный чек, в иных случаях составляется письменный договор купли- продажи.

Закон не запрещает заключать сделки в устной форме: заключённый «на словах» договор купли-продажи сохраняет своё действие для участников сделки.

Как насчёт договора франчайзинга?

Стоит отметить, что под последним подразумевается договор коммерческой концессии, поскольку именно он наиболее полно описывает отношения в сфере франчайзинга.

Согласно статье 1028 Гражданского кодекса Российской Федерации договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.

Что это означает для сторон?

В случае, если договор будет признан ничтожным, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре.

Какие риски несёт каждая из сторон?

Франчайзер раскрывает конфиденциальную информацию своему партнёру-франчайзи, предоставляя ее в рамках франшизы. После признания договора ничтожным франчайзи будет обязан вернуть все полученные носители информации обратно.

Но в любом случае, это не отменяет факта раскрытия ценной информации и потенциальной угрозы интеллектуальной собственности франчайзера.

Для франчайзи признание договора ничтожным означает, что все финансовые и иные ресурсы, потраченные на открытие точки (не включая паушальный взнос и роялти), были израсходованы зря.

Как этого избежать?

Заключать договор в письменной форме, несмотря на заверения другой стороны о возможности устной.

Подходите к заключению сделки грамотно и не допускайте ошибок при оформлении сделки.

Также по законодательству Российской Федерации к письменной форме сделки приравнивается цифровая форма. Однако на сегодняшний день инструментов для заключения договоров в сфере франчайзинга в цифровой форме нет.

Платформа«Scale it» призвана восполнить этот пробел: благодаря ей сделки по покупке/продаже франшизы можно будет совершать в цифровой форме. Следите за новостями: совсем скоро мы расскажем о «Scale it» ещё больше!

За разработкой или аудитом договора коммерческой концессии Вы также можете обратиться к специалистам компании «Франчайзинг-Интеллект».