ЭКСПЕРТЫ
ФРАНЧАЙЗИНГА
ОТВЕТЯТ

НА ЛЮБОЙ ВОПРОС

Команда "Франчайзинг-Интеллект" во главе
с Богушевской Юлией, признанным экспертом
по франчайзингу в России и Пермском крае, ответит
на любой ваш вопрос в области франчайзинга

  Тел.: 8 (342) 204-71-53
  e-mail: info@franch-i.ru
Франчайзинг - второе дыхание
вашего бизнеса!

Часто задаваемые вопросы

 

Вопрос:
Наше предприятие работает на рынке рекламных услуг. Сейчас мы стали серьезно задумываться о стратегии развития нашего бизнеса по модели франчайзинга. Каким критериям должен бизнес при этом соответствовать? 
 
Ответ:
Как правило, этап создания франчайзингового проекта предваряет этап тестирования бизнеса на «франшизопригодность» (такая терминология бытует в экспертной среде). На этом этапе эксперты и консультанты-разработчики франшизы диагностируют бизнес на предмет возможности создания на его основе полновесной и полноценной франшизы. Эксперты изучают, насколько пригодны к детализации и описанию бизнес процессы; возможно ли создание общих стандартов и абсолютной визуальной идентификации всех точек бизнеса; изучают собственно «историю успеха» исследуемого бизнеса.
Если говорить о критериях первоначальных, которые владелец бизнеса может определить и сам, то для потенциально готового к «упаковке» в франчайзинговый проект бизнеса  должно быть, безусловно, присуще следующее:
 
1.бизнес на рынке достаточно давно (более 5 лет)
2.бизнес имеет несколько собственных точек (более 3)
3.бизнес имеет зарегистрированный товарный знак (торговую марку) или иные права на объекты интеллектуальной собственности
4. бизнес успешен и прибылен
5.узнаваемый и привлекательный бренд
6.возможность стандартизации бизнес-процессов
7.возможность быстрого обучения основам и деталям бизнеса (не более 2 месяцев!)
8.привлекательность для франчайзи в эффектах масштабности (рекламная компания, поставка товаров и оборудования по низким корпоративным ценам….)

Таким образом, можно самостоятельно попытаться дать оценку своему бизнесу о пригодности создания на его основе франчайзингового проекта, можно привлечь консультантов, которые кроме оценки на «франшизопригодность», дадут оценку имеющейся на предприятии документации, ее полноты и достаточности для формирования полного пакеты документации по франшизе.

 

Вопрос:
Мы приняли решение о создании франчайзингового проекта и дальнейшего построения франчайзинговой сети на территории Пермского края и, может быть, в ближайшие регионы. Каков дальнейший алгоритм наших действий, какой временной период это может занять, и сколько будет стоить такая услуга (создание франшизы)?
 
Ответ:
Эксперты выделяют 3 этапа комплексных действий в создании франчайзингового бизнеса;
1 этап. Диагностика бизнеса, аудит бизнес-процессов и документации предприятия. Аудит защищенности объектов интеллектуальных прав.
2 этап. Создание документации франчайзингового проекта. Тестирование. Запуск пилотного проекта.
3 этап. Создание франчайзинговой сети. Продвижение франшизы. Продажи франшизы.
 
Все эти этапы потенциальный франчайзер может пройти сам, но эффективнее сразу подключить к работе консультантов-разработчиков, которые профессионально скомплектуют пакет необходимой и достаточной документации, помогут правильно рассчитать паушальный взнос и роялти, выстроить долгосрочную стратегию развития франчайзинговой сети, описать портрет «идеального франчайзи», выберут оптимальные пути продвижения и продажи франшизы. 
Время, которое обычно проходит от момента принятия решения до момента создания франчайзинговой сети составляет до 2-х лет. Большой временной промежуток обусловлен длительностью процедуры регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности (товарный знак, торговая марка, патенты, изобретения, ноу-хау…) в Роспатенте. Но все процессы можно для ускорения вести параллельно. Подать документы на регистрацию в Роспатент и заниматься описанием бизнеса, детализацией процессов, созданием служб отбора партнера, обучения франчайзи, сопровождения бизнеса франчайзи, контроля за соблюдением стандартов бизнеса.
 
Стоимость услуг консультантов – разработчиков франчайзингового проекта индивидуальна по отношению к различным видам бизнеса. Все зависит от сложности описания бизнес – процессов и количества и качества уже имеющейся на предприятии документации. Если говорить о бизнесе, потенциально по стандартным критериям пригодном для создания на его основе франшизы, но не имеющем никаких описательных документов, то приблизительная стоимость разработки франшизы может составлять от 300 тысяч рублей. Но, еще раз акцентирую внимание на том, что необходимо учитывать сложность бизнеса. Все оценки очень индивидуальны. 

 

Вопрос:
Есть ли примеры продажи франшиз в рекламной отрасли? 
 
Ответ:
На рынке франшиз России присутствует небольшое количество проектов в рекламной отрасли. Приведем наиболее известные:
1 География рекламы
2 ТВ-Мобиль
3 Маршрут-ТВ
4 Контактерра
5 Золотая Середина
6 Братья Рим

 

Вопрос:
Каков может быть оптимальный алгоритм продвижения нового франчайзингового проекта?
 
Ответ:
Сегодня в России, учитывая наступивший франчайзинговый бум, в Интернете  присутствует огромное количество порталов, позиционирующих себя как авторитетные источники информации по теме франчайзинга. Они же размещают информацию о франшизах, предлагаемых к продаже. Проблема в том, что среди подобных порталов и франшиз много мошенников и «псевдофраншиз». Очень важно, на этапе разработки маркетингового плана франчайзингового проекта выбрать авторитетные и надежные каналы продвижения, чтобы по ошибке не попасть в компанию мошенников и не навредить изначально своей репутации. 
В маркетинговый план должно быть обязательно включено участие в конференциях, семинарах, форумах, организуемых в России. В качестве авторитетных институций, занимающихся развитием франчайзинга в нашей стране можно назвать:
 
РАФ – Российская ассоциация франчайзинга
«Деловая Россия» - общественная организация
«ОПОРА» - общественная организация
Компания «EMTG» -консалтинговая компания
Размещение на сайтах этих компаний, участие в мероприятиях этих компаний можно безбоязненно включать в планы по продвижению франшизы. 
Ежегодно в России проходит самое крупное мероприятие по франчайзингу – форум «BUYBRAND». Участие в нем дорогостоящее, но это чрезвычайно эффективное в плане продвижения и имиджа мероприятие. 

 

Вопрос:
При продаже франшизы всегда есть риск приобретения недобросовестного партнера - франчайзи. Как можно этого избежать или максимально минимизировать такие риски?
 
Ответ:
Риски приобретения недобросовестно партнера – франчайзи, конечно присутствуют. Избежать их вовсе – таких гарантий не даст Вам никто, но вот минимизировать подобные риски можно и нужно.
 
Во-первых, необходимо тщательно подойти к выбору франчайзи. Подход должен быть не субъективным, а основанным на современных методиках, представляющих из себя «сплав» психологических, экономических и профессиональных подходов. Эксперты по франчайзингу советуют серьезно отнестись к написанию «портрета идеального франчайзи», разработке анкеты потенциального франчайзи, созданию системы отбора партнера франчайзи (бывает, обычно, многоступенчатой – от первоначального тестирования, последующего собеседования, до участия в отборочных тренингах). 
 
Во-вторых, в полноценной франчайзинговой сети всегда работают служба сопровождения франчайзи и служба контроля за соблюдением деятельности франчайзи. Именно эти службы своевременно диагностируют отклонения партнера от заданного курса, корректируют его деятельность или выносят вердикт о невозможности дальнейшего сотрудничества с ним.
 
Одним словом, важно тщательно выбрать партнера - франчайзи и системно его контролировать.
 
Все эти элементы взаимодействия с франчайзи, последствия (финансовые и имиджевые) несоблюдения франчайзи стандартов и заданных франшизой параметров должны быть обязательно подробно освещены в юридических документах. Блок юридических документов в франчайзинговом проекте  - важнейшая составная часть. Его разработке должно быть уделено огромное внимание, потому что это – главная защита франчайзера от недобросовестного франчайзи.

 

Вопрос:
Как можно избежать выплаты роялти?
 
Ответ:
Поскольку  отношения между франчайзером (продавцом франшизы) и франчайзи (покупателем франшизы) регулируются договором франчайзинга, то все оговаривается в этом документе. Договор - то, о чем 2 стороны договорились. Если позиция франчайзера достаточно жесткая  (а, как правило, наличие роялти  или его отсутствие одинаково распространяется для всех франчайзи сети), то тут уж придется правила франчайзера принимать. Обычно, для всех франчайзи проекта соблюдаются одинаковые условия. Могу посоветовать - обратиться к действующим франчайзи данной франшизы, удостовериться о том, платят ли они роялти, после чего с этой информацией уже принимать решения.  Решений  может быть 2 варианта:

1. Действующие франчайзи ответили, что они роялти не платят. Тогда необходимо общаться с франчайзером и убеждать его не  включать роялти и Вам.
2. Действующие франчайзи ответили, что они роялти  платят. Тогда, очевидно, франчайзер не будет отступать от своих правил и Вам придется принять его условия. 

 

Вопрос:
Как избежать риска недобросовестности франчайзера?
 
Ответ:
Вопрос о выборе «правильной» франшизы и добросовестности франчайзера – ключевой вопрос успешности будущего франчайзингового проекта. 
Сегодня на рынке франшиз России присутствуют порядка 800 проектов, примерно половина из которых являются «псевдо» франшизами. 
 
Для того, чтобы избежать общения с псевдофранчайзерами можно руководствоваться следующими правилами.
 
Необходимо удостовериться в том, что франчайзер не избегает открытости и публичности информации о своей франшизе. Убедитесь, что у него есть сайт, информация на нем регулярно обновляется, полно и широко дает представление о проекте:
 
•Представлена история возникновения франшизы;
•Есть информация о географии развития франчайзингового проекта;
•Присутствуют контакты действующих в различных регионах и городах франчайзи;
•Есть информация о вновь возникающих франчайзи и франчайзи, закрывших свои проекты (желательно с причинами их закрытия);
•На сайте присутствует контактная информация франчайзера (адрес, электронная почта и телефоны с ФИО контактных лиц);
•Сайт дает первоначальную информацию о франшизе – общий объем инвестиций, величина паушального взноса и роятли, срок окупаемости проекта, мероприятия поддержки франчайзером своих франчайзи;

Хорошим признаком является членство франчайзера в Российской ассоциации франчайзинга.
 
Если эти первоначальные признаки «добросовестности франчайзера» присутствуют – Ваши риски существенно снижаются. Если же какие либо из перечисленных критериев отсутствуют – необходимо детальное общение с франчайзером и профессиональный анализ полученной информации – это уже зависит от конкретной ситуации и конкретного проекта. 

 

Вопрос:
Возможно ли открытие ресторана «Макдональдс»  в одном из городов Пермского края?
 
Ответ:
Мы связались с Российской ассоциацией франчайзинга и получили следующую информацию.До 2012 года компания Макдоналдс открывала в России только собственные рестораны. В 2012 году основатель компании "Росинтер Ресторантс Холдинг" Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко заключил договор франчайзинга с компанией Макдоналдс.
 
На сегодняшний день Макдоналдс не продает субфраншизы в России. 
 
По условиям договора франчайзинга  компания "Развитие РОСТ"  (одна из компаний "Росинтер Ресторантс Холдинг" ) получило возможность открывать рестораны McDonald's на территории всех терминалов международных аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково в Московской области и всех терминалов аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Кроме того, рестораны быстрого питания появятся на московских железнодорожных вокзалах: Белорусском, Рижском, Савеловском, Курском, Киевском, Ленинградском, Ярославском, Казанском и Павелецком, а также на Балтийском, Витебском, Ладожском, Московском и Финляндском вокзалах в Санкт-Петербурге. 
 
Т.о.  не подразумевается продажа франшизы McDonald's в регионы России.
 
Справочно (из мировой практики продажи франшизы McDonald's).
Покупка франшизы Макдоналдс подразумевает запуск ресторана и полное практическое (личное франчайзи)  в нем участие. При этом:
 
Длительность договора франчайзинга составляет 20 лет. 
 
Франчайзи оплачивает тренировочный депозит в размере 10000 $, чтобы пройти курс практического обучения в ресторанах Макдоналдс и вникнуть во все тонкости их работы, от приготовления пищи до принятия маркетинговых решений. 
 
Франчайзи компании должен участвовать в поддержке ее благотворительных программ. 

Стоимость франшизы на действующий ресторан колеблется от 500 000 до 1 200 000 $ в зависимости от города, в котором он открывается. Стоимость на право открытия ресторана с нуля − 45 000 $. Затраты на открытие зависят от размера и местонахождения ресторана, цен на оборудование и декор помещения и составляют около 1500000$.

Регулярные выплаты
В договоре франчайзинга оговариваются следующие размеры ежемесячных отчислений в пользу компании Макдоналдс:
Сервисное вознаграждение за использование системы − 4.0% от объема продаж. 
Рента или процент с прибыльности продаж − от 10 до 15%. 
Вклад в расходы на рекламу − 4,5% от прибыли. 
 
Обучение по теме «Франчайзинг» регулярно проводится в Перми и Пермском крае. Рекомендуем Вам смотреть информацию на портале www.цпп-пермь.рф в разделе "франчайзинг" и отслеживать информацию в Интернете, в частности на сайте "Грамотный бизнесмен.рф"

Голосование

Какая тема семинара Вам интересна?

Подписаться на новости

Свяжитесь с нами

­